Все краски мира

18

Цветы. Неизвестный художник.
Италия. Холст, масло. Вторая пол. ХVII в.

Основу красок в живописи составляют пигменты - порошки минеральных соединений, имеющие определенную окраску, а также органические красители (животного или растительного происхождения, синтетические), осажденные на твердые минеральные основы.
Не все пигменты могут быть использованы в любой технике живописи, поскольку не каждый из них при смешивании (перетирании) с разными типами связующих-клеевыми, масляными и т.п. - сохраняет присущий ему цвет. Вот почему в масляной живописи используются лишь те пигменты, с которыми получается цветостойкая паста; такая паста, будучи перенесенной на грунт, на длительное время сохраняет цвет и фактуру.
Появление и использование в живописи того или иного пигмента имеет каждый раз свою предысторию. Так, художникам России до освоения ими техники масляной живописи были известны пигменты, которые можно превращать в краски на водорастворимых клеях, известковом молоке, эмульсии куриного желтка, белка и даже на живицах, а также на растворенных твердых смолах. Известны были, вероятно, и краски, приготовленные на льняной олифе, однако их использовали исключительно для малярных и других декоративных работ.

Рассмотрим краски разных цветов более подробно.

                         Белые краски

052

Зимний пейзаж. Шеховцов Василий Александрович.
Холст, масло. 1990 г.

 

 

При высыхании масляной живописи эта краска равномерно отвердевает, что происходит вследствие окисления масла на всю глубину слоя, при этом отмечается малозаметное пожелтение.

Свинцовые белила до конца XVIII века - основная и незаменимая белая краска в живописи. Их химическая формула - 2РbСО3*Рb(ОН)2, что соответствует формуле основного двууглекислого свинца.

 

 

 

041

В обители. Дубовской Николай Никанорович.
Холст, масло. 1917 г. 

При смешении с красками, содержащими следы свободной серы, такими, как киноварь и кадмии, свинцовые белила сереют. Сам же слой свинцовых белил с годами приобретает прозрачность: в конце концов сквозь верхний слой живописи начинают просматриваться исправления, скрытые художником в процессе работы, и, кроме того, в колорите произведений живописи XVIII века проступают и доминируют цвета грунтов.
Цинковые белила представляют собой окись цинка (ZnO). Изготовление их началось в Англии с конца XVIII века. Они имеют чистый белый цвет, свето- и атмосферостойки. В отличие от свинцовых белил, не чернеют под действием сероводорода. В масляной живописи цинковые белила медленно сохнут, легко растрескиваются. Их кроющая способность значительно ниже, чем у свинцовых белил.

                         Черные краски

 

051

Бой. Садков Петр Петрович. 
Бумага, черная акваpель.1971 г.

 

 

Черные краски не очень разноообразны.

Угольные краски - наиболее старые краски в истории человечества. Их получают сжиганием (обугливанием) разнообразного сырья: древесины, слоновой кости, бумаги.

 

Угольными красками выполнялись рисунки на стенах многочисленных пещер еще в каменном веке

 

Cажа. Обычно копоти содержат до 99% высокодисперсного углерода. Копоти и сажи обладают бархатистым цветом. Большим недостатком их в масляной живописи является замедленность высыхания.

024 

Атака нашей пехотной части. Павлов Иван Николаевич.
Бумага, цв. линогравюра. 1943 

Минеральная черная. Эту краску в XIX веке выпускала только фирма «Моевс», правда, не вполне ясно, на основании какого минерального сырья.
Черная окись железа - FeO*Fe2O3. Это черный марс, вполне прочный пигмент. Высыхает быстро, а потому более пригодна для исполнения подмалевков. Она имеет насыщенный синевато-черный цвет, обладает высокой укрывистостью.
Графит - темно-серая масляная краска из минерального углерода (натурального графита). Краска очень прочная.

Красные краски

Красный - область цветов в части видимого спектра с длиной волны 620-740 нанометров. Красный цвет - цвет тревоги и страха. Работы, выполненные в красных тонах всегда эмоциональны, тревожны. Красный цвет присутствует в иконах батальных сценах, сценах катастроф.

01

Гибель Помпеи. Айвазовский Иван Константинович.
Холст, масло. 1889г.

02

Пожар в деревне. Эгберт Ливенс Ван дер Пул.
Деpево, масло. ХVIIв.

03

Огненное восхождение пророка Ильи. 
        Дерево, темпера. Первая пол. ХIХ в.

Красные красители в природе:
Гематит - минерал Fe2O3
Мумии - природные пигменты на основе оксидов железа. 
Реальгар – сульфид мышьяка (II) AsS.
Киноварь - сульфид ртути (II) HgS. 
Свинцовый сурик - оксид свинца Pb3O4
Ализарин - краситель из растения марена

 

Кармин - природный краситель, приготовляется из кошенили, непрочная для живописи органическая краска. Сильно разведенный водой кармин, наложенный кистью на бумагу, исчезает от действия солнечного света в несколько десятков часов.

04

 Сборщик Кошенили. 1777 г.

 

Красный – излюбленный цвет живописцев: Сандро Боттичелли, Рафаэля Санти, Винсента Ван Гога и многих других.

Оранжевые краски

Оранжевый - область цветов в части видимого спектра с длиной волны 590-620  нанометров, промежуточный между красным и жёлтым. Оранжевый цвет высвобождает эмоции, поднимает самооценку, способствует хорошему настроению, является отличным антидепрессантом.

05

Геракл находит Фиало и Эхмагора. 
          Германия. Холст, масло. ХIХ в

06

Осень. Левитан Исаак Ильич.
         Картон, масло. 1890-1900 гг.

Охра - природный пигмент, состоящий из гидрата окиси железа с примесью глины. Цвет охры может изменяться от желтого через оранжевый до желтого.
Жёлтая охра - смесь гидрата окиси железа с глиной, а красная - смесь безводной окиси железа с глиной.
Красная охра готовится большей частью обжиганием жёлтой охры, встречающейся в изобилии в природе, и употребляется как краска, а также в ситцепечатании. При недостаточном обжигании получается пигмент оранжевого цвета.
Благодаря устойчивости минеральных пигментов к воздействию света и химических веществ, а также дешевизне, охра широко применяется для всех видов красок: клеевых, масляных и пр.

Желтые краски

Желтый - область цветов в части видимого спектра с длиной волны 565-590  нанометров. Жёлтый цвет является ярким, стимулирующим цветом, он увеличивает концентрацию, улучшает память, организует, способствует корректному и быстрому принятию решений, помогает понять новые идеи и точки зрения других людей, цвет оптимизма.

001

Подсолнухи. Спорыхин Борис Тихонович.
Холст, масло. 1980 г.

002

Портрет девушки со скрипкой. Чарская Ирина Алексеевна. 
Картон на фанере, темпера. 1976 г.

 

003

Азовское море. Покидченко Евгений Яковлевич. 
Холст, масло. 1979 г.

 

Желть, желть цареградская или бляйгельб - краска представляет собой окись свинца РbО. По свойствам она похожа на свинцовые белила: стойкая на свету, кроющая краска, в масляной живописи быстро сохнет.

Шишгел - состоит из органического красящего вещества и минеральной основы. Она была известна русским иконописцам, и получали ее при осаждении сока крушины на мел или на белила.

Кадмиевые желтые соединения в живописи применяются с середины XIX века. По химическому составу желтые кадмии представляют собой сернистый кадмий CdS, с различным размером частиц.

Желтые кроны - это хромовокислые пигменты, хромофором в которых служит СгО42-. Они представляют собой хромат или смесь хромата и сульфата свинца РbСгО4и PbCrO4*nPbSO4.

Зеленые краски

Зеленый - область цветов в части видимого спектра с длиной волны 500-565  нанометров. Зелёный цвет успокаивает нервную систему. Наши глаза отдыхают при восприятии оттенков зелёного цвета, поэтому стены общественных учреждений нередко окрашены в оттенки зелёного (школы, больницы).

0001

Река Орлинка. Рылов Аркадий Александрович.
Холст на картоне, масло. 1928г.

0002

Тарелка декоративная. Завод Гарднера.        
Фаpфоp, позолота,декалькомания с подмалевкой. Конец ХIХ в.

0003

Река Орлинка. Рылов Аркадий Александрович.
Холст на картоне, масло 1928г.

Ярь-медянка представляет собой пигмент яркого зеленовато-синего цвета укрывистость ее незначительна, потому она и относится к лессировочным краскам, дающим в масляной живописи темный и прозрачный слой. Обычно это уксуснокислая медь,  Cu(CH3COO)2*nCu(OH)2*H2O.

Празелень. Получают краску посредством отмучивания зеленых земель. Состоит она из кремнезема, глинозема, закиси железа, магния, калия, натрия. Оттенки: веронская земля имеет сине-зеленый цвет, богемская - чисто зеленый с оливковым оттенком, как и кипрская.

Зафт-грин и ирис-грин - краски органического происхождения, изготовление которых было известно в России в крестьянском быту. Сырьем для них служили соки растений - терновника и лесного ириса.

Изумрудная зелень - водная окись хрома Сг2О3*nН2О. Пигмент аморфный, грубозернистый, лессирующий. При нанесении тонким слоем на белый грунт  эта краска дает хороший изумрудный цвет, в толстом слое - темно-зеленый.

Голубые краски

Голубой - область цветов в части видимого спектра с длиной волны 485-500  нанометров. Голубой цвет является успокаивающим цветом, способствует расслаблению, создает атмосферу безопасности и доверия. Данный цвет считается признаком творчества, его рекомендуют для учебных аудиторий.

00001

Девочка и белые цветы. Бичюнас Римас-Зигмас Ленчинович. 
Картон, масло. 1985 г
.

 00002

Югославия. г.Сплит. Кадушкин Алексей Михайлович.
Холст, масло. 1962г.

00003

Вечереет. Лусегенов Ованес Мелконович.
Холст, масло. 1998 г

 

Голубым выглядит небо. На самом деле небо  рассеивает лучи всех видимых цветов, но степень рассеивания обратно пропорциональна длине, (в видимом диапазоне максимальна для фиолетовых, синих и голубых лучей). Для глаза такая смесь кажется голубой

Ультрамарин натуральный получали из измельченного минерала лазурита. С начала 30-х годов XIX века начато производство искусственного ультрамарина. Цвет синего ультрамарина абсолютно стоек на свету и воздухе, но чувствителен к действию кислот. Поэтому в масляной живописи он иногда высветляется - белеет: это явление называется «ультрамариновой болезнью».

Бирюза. Цвет от яркого небесно-голубого или голубовато-синего до голубовато-зелёного и блекло-зелёного. Цвет порошка (черты) более блеклый с слабым восковым блеском. Как и ультрамарин, бирюза может выцветать под действием кислот.

Синие краски

Синий - область цветов в части видимого спектра с длиной волны 440-485  нанометров. Синий ассоциируется с водой, воздухом. Море, небо, - успокаивают, создают ощущение комфорта. Цвет стабильности, удовлетворённости.

11

Кот и маски. Рябчиков Владимир Васильевич.
Картон, акрил. 2003 г.

12

Обеспеченная старость. Вдовкин Николай Васильевич.
Медь, серебро, горячая эмаль. 2008 г.

 

13

Садик зимой. Гренадеров Хачатур Лусегенович.
Картон, темпера. 1987 г.

 

Берлинская лазурь. Изготовление краски началось в начале XVIII века, когда краска была открыта. Берлинскую лазурь в России производили из бычьей крови, щелочи, железного купороса и квасцов. Она представляет собой ферроцианид железа Кху[Fе(СN)6]2-nН2О. Краска устойчива на свету, укрывиста, хорошо сохнет с маслом - действует как сиккатив.

Голубец представляет собой основную углекислую медь 2CuCO3*Cu(OH)2 - азурит. В масляной живописи цвет ее изменяется от химического взаимодействия пигмента  с растительными маслами. Азурит нельзя перемешивать со свинцовыми белилами и с красками на основе кадмия.

Кобальт синий представляет собой измельченное кобальтовое стекло - CoO*xSiO - синюю смальту, используемую в мозаике. Пигмент стоек к воздействию света и воздуха. Укрывистость слабая. Как масляная краска не прочна, от масла буреет.

Фиолетовые краски

Фиолетовый - область цветов в части видимого спектра с длиной волны 380-440  нанометров. Еще в Х веке до нашей эры, на дне Средиземного моря вблизи Тира, ловили улиток-иглянок (Murex brandaris). Для получения одного грамма пурпура нужно было обработать 10 000 улиток!

 

121

 

Фиолетовый кобальт (темный) - безводный фосфат кобальта. Он имеет красивый темно-фиолетовый цвет, светостоек, относится к полулессирующим масляным краскам.
Фиолетовый кобальт (светлый) - фосфат кобальт-аммония (состав CoNH4PO4*H2O). Лессирующая краска, стойкая к воздействию света и атмосферным явлениям.

Анилиновый пурпурный. Первый синтетический краситель фиолетового цвета,синтезирован в 1856 г. Во Франции шелк цвета мальвы, окрашеный анилиновым пурпурным, быстро стал популярен  и очень быстро мода распространилась по всему миру.