В XVIII веке развивавшийся класс буржуазии, не имея возможности увековечить себя для близких и потомства с помощью кисти какого-либо известного живописца, начал искать для удовлетворения своих потребностей новые технические решения. Были и другие сферы, например, наука, где имелась потребность исключить человека как посредника между реальностью и её отображением.

Возросшее в XVIII веке число людей со средним достатком вызвало спрос на портреты за умеренную цену. Раньше портреты были лишь привилегией богатых. Первым ответом на этот спрос было создание «силуэта», - способа, при котором просто обводили контуры или тени, проецируемые на бумагу.

Все более возрастала потребность в реалистичных портретах. "Ныне никто уже не верит в  тождество модели и портрета, но мы допускаем, что портрет помогает нам помнить человека, спасая его от духовной смерти",- писал французский кинокритик Андрэ Базен.

 

1

Портрет Теофилы Завадской, урожденной Радзивилл. Неизвестный художник. Холст, масло. 1800-1850гг

2

Портрет женщины в черном платье. Неизвестный художник. Холст, масло. 1830-1850гг.

 3

Портрет женщины в черном платье. Неизвестный художник. Холст, масло. 1830-1850гг.

 

4

Дагеротип Луи Жака Манде Дагера. Фотограф Жан-Батист Сабатье-Блот. 1844.

Обычно полагают, что фотографию  изобрел один человек. Когда в 1839 году  фотографический процесс стал широко  известен, он был связан с именем Луи  Дагера. Но этот «один человек», Дагер, в  действительности не был тем, кто сделал  первую фотографию. Ее сделал другой  человек - Жозеф Нисефор Ньепс - за  семнадцать лет до того. А за четыре года  до Дагера Фокс Тальбот получил неготивное изображение на бумаге (размером в один квадратный дюйм).

Еще в XIII веке Роджер Бэкон, профессор из Оксфорда, свободно владевший греческим и арабским языками, прочёл "Оптику" Абу Али из Басры, и поведал в своём "Опус Майус" о камере-обскуре, без которой появление фотографии было бы невозможным.

5

Художник, перерисовывающий изображение с использованием камеры обскуры. Илюстрация из словаря 18 века.

 

Камера-обскура представляет собой  светонепроницаемый ящик с  отверстием в одной из стенок  и экраном (матовым стеклом  или тонкой белой бумагой) на  противоположной стенке. Лучи света, проходя сквозь маленькое отверстие, создают перевёрнутое изображение на экране.

 

В 1816 Ньепс начал опыты с хлоридом серебра. Поместив в камеру-обскуру бумагу, покрытую этим веществом, он получил негативные изображения, но не смог их закрепить и бумага почернела. Свойство гипосульфита растворять эту соль было открыто Гершелем лишь в 1819 году, то есть уже после опытов Ньепса.

 

К 1822 году, испробовав массу материалов, Ньепс остановился на лаке из сирийского асфальта. Этот лак наносился тонким слоем на поверхность литографского камня и после высушивания экспонировался. Длительность экспозиции в камере-обскуре составляла 6-8 часов. После воздействия света слой обрабатывался маслом или нефтью, растворявшими не измененные светом участки лака. Врезультате на подложке создавались рельефные  контуры объекта фотографирования. 

 

6Старейшая из сохранившихся фотографий Ньепса, сделана около 1826 г.

Затем пластинка обрабатывалась  кислотой, которая травила  литографский камень. После обработки остатки лака удалялись спиртом. Покрыв пластинку типографской краской, Ньепс размножал изображения на бумаге.

"Поймать" мгновения реальной жизни одному из первых удалось Луи Жаку Манде Дагеру. Идея Дагера заключалась в том, чтобы получать изображение с помощью паров ртути. Сначала он проводил опыты с бихлоридом ртути, но изображения получались очень слабые. Затем он усовершенствовал процесс, используя сахар или закись хлора, и, наконец, в 1837 году, после одиннадцати лет опытов, он стал подогревать ртуть, пары которой проявляли изображение.

Он превосходно фиксировал изображение, пользуясь  сильным раствором  обычной соли и горячей  водой для смывки  частиц йодида серебра,  не подвергшихся  воздействию света.  Этот способ был открыт  Дагером случайно.
    7    «Мастерская художника». Дагеротип (1837).

 

Этапы процесса Дагера были следующими: Серебряная пластина пропитывалась парами йода и становилась чувствительной к свету.  Подготовленная пластина помещалась в темноте в камеру.  Камера устанавливалась на треногу, выносилась на улицу и направлялась на любой предмет, освещенный солнцем.  Объектив открывался на  15 - 30 минут.  Скрытое изображение проявлялось и закреплялось:  Пластина помещалась в небольшую бокс над контейнером с ртутью, которую спиртовая лампа нагревала до 66 градусов. Пластина помещалась в холодную воду, чтобы поверхность стала твердой, а затем  в раствор повареной соли.

 

Фокс Тальбот, профессиональный исследователь из Кембриджа, сразу использовал для фотографии (термин Ф. Талбота!) чувствительный к свету нитрат серебра. Он знал, что почернение хлорида серебра на свету отлично блокируется аммиаком. Спустя только два года после начала работы (против 20-летних хаотичных поисков Ньепса и Дагера), в 1835г. он получает великолепный негатив на стекле и фотографию своего дома (выдержка ~ 2 часа). Фотография, негатив, позитив, закрепление - это термины, которые впервые использовал Ф.Тальбот.

 

Благодаря Тальботу  в повседневную жизнь вошел негативно-позитивный процесс.