Аромат времени

Первое упоминание о парфюмерии относят к Древнему Египту, однако, это не духи в современном понятии с использованием спирта. Пахучие вещества в этой крупной цивилизации применяли в двух сферах: при воскуривании и при изготовлении мазей и бальзамов. Описывая таккое средство для воскуривания, как кифи, греческий философ Плутарх впервые использовал этимологическое определение слова "parfum" (per fumum - курением, дымом) - приятный запах появлялся тогда, когда вещество горело.

Мази и парфюмированные масла наносили на кожу в косметических или терапевтических целях. Египтяне не умели изготавливать духи на основе спирта. Они применяли способ экстракции под названием  анфлераж , который практикуется парфюмерами и сегодня. К полученной этим методом так называемой помаде добавляли красители и целебные продукты.

Римляне наделяли ароматы целебными свойствами, и продавцы ароматизированных продуктов часто тесно соприкасались с медициной. Римлянам впервые принадлежит использование стеклянных сосудов (флаконы для бальзамов, ампулы для духов). Техника выдувания стекла была изобретена ранее, в Сирии в I в. до н.э.

Наступление в Европе эпохи христианства положило конец использованию парфюмерии как в повседневной жизни, где она стала синонимом бесполезности, так и в религиозной, когда исчезли объекты погребения. Наоборот, арабы поддержали это искусство изобретением перегонного куба или аламбика (по-арабски "al'inbiq" значит "ваза") и улучшением техники дистиляции .

Падение Римской Империи, нашествия варваров и бесконечные войны погрузили западный мир в мрачный период, где не было места парфюмерии. В нашем тысячелетии первым задокументированным свидетельством парфюмерной истории служит патент на продажу духов, выданным французским королем в Париже в 1190 году.

Открытие университетов в крупных городах позволило, наконец, углубить знания в области производства парфюмерии, чему немало способствовали алхимические знания и мастерство применения дистилляции , пришедшие от арабов.

Вторая половина XIV в. является свидетельницей рождения жидких духов на основе спирта и эфирных масел, которые используют под названием ароматических вод. Первая - "Вода королевы Венгрии", на основе розмарина, заслуживает того, чтобы мы остановились на ее происхождении. Легенда гласит, что в 1380 г. она была подарена королеве Венгрии Елизавете одним монахом. Государыня в возрасте 70 лет была очень больна, и когда она попробовала воду (эти воды пили и употребляли наружно) вновь обрела здоровье. Она так помолодела, что король Польши предложил ей выйти за него замуж.

В XVI в. появляется много самых разнообразных ароматичских вод, состоящих из одного компонента (розовая, лавандовая, флерд'оранжевая) или же включающих цветы и пряности с добавлением животного компонента: мускуса и амбры. Помимо фармацевтических свойств они позволили маскировать запахи тела.

Воскуривание

Воскуривание происходило достаточно просто: нужно было лишь положить дерево, пряность, плод или смолу на источник тепла и ждать, пока запах распространится. Этот метод был вскоре перенят храмами, где постепенно простые компоненты вытеснялись все более сложными смесями.

Об этом свидетельствуют рецепты Кифи в виде иероглифов, найденные в египетских городах Эдфу и Филэ. Ингредиентами благовония Кифи были мирра,мастиковое дерево, ягоды можжевельника, семенапажитникафисташки, их толкли, потом просеивали. Полученный порошок смешивали с вином, а затем с продуктом, полученным на основе смолы хвойных деревьв и меда.

Для улучшения эффекта окуривания египтяне использовали два вида емкостей: металлический сосуд с горящими углями и "руку с ладаном", в виде рукава из дерева или бронзы, оканчивающегося раскрытой ладонью, на которой покоился сосуд с ладаном. Известно, что самой первой формой благоухания, известной человеку, был ладан, позднее называемый«Ароматом Христа». Не секрет, что в Библии содержатся конкретные формулы получения ароматов с использованием мирры, масла миндаля, роз, корицы, чёрной смородины.

Анфлераж

 Анфлераж - способ получения эфирных масел путем экстракции твердым жиром (обычно используется очищенный говяжий жир). Жир наносят тонким слоем на основу. Поверх жира помещают сырье (пахучие части растений, например лепестки). Сырье выдерживают некоторое время, пока жир не впитает в себя максимально возможное количество эфирного масла, затем заменяют новым. Процедура повторяется до максимально возможного насыщения жира. Полученный жир, насыщенный эфирными маслами, называют ароматической помадой.

                                          078

                          Раскладывание цветов на стекле для анфлёража, илюстрация из энциклопедического словаря Le Petit Larousse Illustré, 1905.

 

Далее можно использовать  помаду как есть или извлечь из нее  эфирные масла с помощью  нагревания и смешивания с этиловым спиртом. Необходимо учитывать, что  в спирте растворяются не все  компоненты эфирных масел, поэтому  характер запаха может измениться. В настоящее время анфлераж в промышленных масштабах не используется, так как этот метод требует больших затрат времени и сырья.

Хрупкое чудо

Наиболее древние предметы из стекла пришли к нам из Древнего Египта, их датируют примено 2500 г . до н.э. Позже там были разработаны замечательные узоры и рисунки на поверхности стеклянных изделий. Истоки современных видов стекла следует искать в Александрии времён Птолемея, а затем в Древнем Риме. Уже в Александрии делали стеклянные мозаики.

 

135

Выдувание стекла. Керамическая плитка. 
Испания. 2006 г

Выдувание изделий из стекла было разработано примерно в I в. до н.э. в Сирии. При этом массу помещали в специальную форму или выдували в свободном состоянии с помощью специальной трубки - понтии.

Большой скачок в технологии  производства стекла произошёл в XV веке в Венеции. Но ещё в XIII веке венецианский остров Мурано стал центром стеклоделов, производивших изумительно красивое цветное стекло. Вначале они использовали методики древности и средневековья.

 

Произведено множество замечательных по окраске и богатству сюжетов изделий (эпоха итальянского Возрождения). Затем была разработана технология получения чистого стекла, подобного хрусталю (ctistallo), которое широко продавалось по всей Европе. К XVIII веку технология его производства распространилась по всему миру .

042

Рыба. Фрих-Хар Исидор Григорьевич.
Хрусталь, гута.

Особым видом стекла являлось  плоское оконное стекло, которое вплоть до середины XX века не умели получать в виде больших полотен.

                                     Дистилляция

images Дистилляция- перегонка, испарение жидкости с последующим охлаждением и конденсацией паров. Простая дистилляция - частичное испарение кипящей жидкой смеси путём непрерывного отвода и конденсации образовавшихся паров в холодильнике.

 

Полученный конденсат называется дистиллятом, а неиспарившаяся жидкость - кубовым остатком.

Дробная перегонка - разделение многокомпонентных жидких смесей на отличающиеся по составу части - фракции. Основана на различии в составах многокомпонентной жидкости иобразующегося из неё пара. Осуществляется путём частичного испарения легколетучих компонентов смеси и последующей их конденсации. Низкотемпературные фракции полученного конденсата обогащены низкокипящими компонентами, остаток жидкой смеси - высококипящими.

074 Предполагается, что дистилляция была изобретена арабами до X века, у Авиценныона упоминается, как метод получения эфирных масел.

Дистилляция применяется в фармакологической, химической, нефтеперерабатывающей промышленности. Путём перегонки (однократной или многократной) на ликёро-водочных заводах получают полуфабрикат для множества алкогольных напитков: коньяка, рома, виски, а в домашних условиях - самогон. 

Ароматные воды

Типы парфюмерной продукции отражают концентрацию соединений ароматического ряда в растворителе, который в аромате является обычно этанолом или соединением воды и этанола. Различные источники отличаются в определениях типов духов.

Объемные концентрации парфюмерных масел следующие:

Духи - Perfume extract (Extrait)15-40 % (обычно 20 %) ароматических соединений

Парфюмированная вода - Eau de Parfum, Parfum de Toilette : 10-20 % (обычно 15 %) ароматических соединений

Туалетная вода - Eau de Toilette: 5-15 % (обычно 10 %) ароматических соединений.

Одеколон - Eau de Cologne:  парфюмерные продукты цитрусового типа с 3-8 % (обычно 5 %) ароматических соединений.

Кроме самого обычного растворителя для парфюмерных масел - этанола или смеси этанола и воды - могут также быть использованы нейтрально пахнущие масла типа очищенного кокосового масла, или жидких восков типа масла жожоба.

 

Состав стекла

В качестве главной составной части в стекле содержится 70-75 % двуокиси кремния (SiO2), получаемой из кварцевого песка при условии соответствующей грануляции и свободы от всяких загрязнений. Венецианцы для этого применяли чистый песок из реки По или даже завозили его из Истрии, тогда как богемские стеклоделы получали песок из чистого кварца.

Второй компонент - окись кальция (CaO) - делает стекло химически стойким и усиливает его блеск. На стекло она идёт в виде извести. Древние египтяне получали её из щебня морских раковин, а в Средние века она приготовлялась из золы деревьев или морских водорослей, так как известняк в качестве сырья для приготовления стекла был ещё не известен. Первым подмешивать к стеклянной массе мел, как тогда назывался известняк, стали богемские стеклоделы в XVII веке.

Следующей составной частью стекла являются оксиды щелочных металлов - натрия (Na2O) или калия (K2O), нужные для плавки и выделки стекла. Их доля составляет примерно 16-17 %. На стекло они идут в виде соды (Na2CO3) или поташа (K2CO3), которые при высокой температуре легко разлагаются на окиси. Соду сначала получали выщелачиванием золы морских водорослей, а в местности, удалённой от моря, применяли содержащий калий поташ, получая его выщелачиванием золы буковых или хвойных деревьев.

Цветное стекло

066

Винная бутылка. Кобальтовое стекло.
Франция. 1986.

Обычная стеклянная масса после остывания имеет желтовато-зелёный или голубовато-зелёный оттенок. Стеклу можно придать окраску, если в состав шихты произвести включение, например, тех или иных оксидов металлов, которые в процессе варки изменят его структуру, и после остывания заставляют стёкла выделять определённые цвета из спектра проходящего сквозь них света.
    

Оксиды железа окрашивают стекло от голубовато-зелёных и жёлтых до красно-бурых цветов.

Окись марганца - от жёлтых и коричневых до фиолетовых.

 Oкись хрома - в травянисто-зелёный.

127

Пивная бутылка Вальдшлесхен.
Рига. Конец XIX в.

Oкись урана - в желтовато-зелёный (урановое стекло).

 Oкись кобальта - в синий (кобальтовое стекло).

Oкись никеля - от фиолетового до серо-коричневого.

Коллоидное серебро  - от красного до синего, c помощью коллоидного серебра получают лучший жёлтый цвет.

Oкись меди - в красный (так называемый медный рубинв отличие от золотого рубина, получаемого прибавкой коллоидного золота).

Костяное стекло получается замутнением стекломассыпережжённой костью, а молочное - прибавкой смеси полевого и плавикового шпата. Теми же прибавками, замутив стекломассу в очень слабой степени, получаютопаловое стекло.

                          Хрусталь

043

Кубок с вензелем Елизаветы Петровны. Петербургский завод. 
            Хрусталь, металл, гpавиpовка, гранение. 1740-1770 гг.

Хрусталь - разновидность стекла, содержащая значительное количество оксида свинца PbO и иногда окись бария BaO. Добавка оксида свинца увеличивает показатель преломления стекла и дисперсию света в нём, что вызывает «игру света». Добавка оксида бария в основном увеличивает только показатель преломления.

 

Добавка оксида свинца также увеличивает пластические свойства стекла и, соответственно, возможности по его обработке - огранке, резьбе и т.п. Огранка хрусталя, подобно огранке драгоценных камней, позволяет хрусталю в полной мере проявить свойства, обусловленные большим показателем преломления. Изготавливают хрусталь сплавлением оксида свинца PbO с кремнезёмом, соединениями натрия или калия (содой или поташем).
Хрустальные стекла дороже известковых, однако они легче плавятся и проще в изготовлении. Из хрустального стекла производят высококачественную посуду и декоративные изделия.

130

Ваза для фруктов. Россия.
            Хрусталь, гранение. Начало ХХ в.

                               Оконное стекло

111

Старое окно. Чарина Анна Анатольевна.
Холст, масло. 2006 г.

Тонкие оконные стёкла, вероятно, впервые начали делать в Древнем Риме. Из глины изготавливали форму в виде противня. Туда наливали жидкое стекло и раскатывали его. Горячие ещё отливки, пока стекло сохраняло пластичность, извлекали из формы.

Таким способом получали оконное стекло толщиной около 10 мм и площадью до 0,5 кв.м. Отличие от современного стекла не только в толщине, стекло было не вполне прозрачным, т.к. прилегающая к форме часть листа оказывалась шероховатой.

В средние века оконное стекло получали выдуванием. Вначале выдували шар. Потом в результате раскатывание на плитке и размахивания в воздухе он превращался в «халяву» - подобие большой ампулы. Нижнюю  и верхнюю часть отрезали и получали цилиндр. Дальше его разрезали вдоль и на раскалённой глиняной плите разглаживали в лист. Стекло получалось довольно тонким, хотя и небольшого размера. Но одна его сторона также была шероховатой.

Окно стоило очень дорого и в те времена было предметом роскоши. Владелец, переезжая, забирал окно с собой. Окно можно было подарить, можно было даже записать в завещании.